Последнее обновление информации на сайте произведено 19.08.2017 года.

Сегодня, 21 августа 2017 года, понедельник
Поиск по сайту
  • Везде
  • О главном управлении юстиции
  • Принудительное исполнение
  • В помощь субъектам хозяйствования и общественным объединениям
  • Для Ваших обращений
  • Нотариальное обслуживание
  • Апостиль
  • Административные процедуры
  • Регистрация актов гражданского состояния (ЗАГС)
  • Обязательная юридическая экспертиза
  • Правовая помощь юристов
  • Архивное дело и делопроизводство
  • Услуги риэлтеров
  • Продажа арестованного имущества
  • Новости
  • О борьбе с коррупцией
  • Наши консультации
  • Есть мнение
  • Каталог официальных сайтов государственных органов
  • ГОД НАУКИ
  • Лица, имеющие лицензии на оказание юридических услуг в Житковичском районе
  • Лица, имеющие лицензии на оказание юридических услуг в Калинковичском районе
  • Центр торговли недвижимостью ООО Пакодан
  • Виртуальная выставка
  • Злодеяния фашистов
  • Память в граните
  • Улицы Жлобина - живые свидетели
  • УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 апреля 2013 г. № 168
Искать
Ваше мнение
С января 2014 года работа нотариата в Республике Беларусь организована на условиях самоуправления и самофинансирования. Устраивает ли Вас работа нотариата в новых условиях?
Да
Нет
 

Официальные ресурсы

Структура главного управления юстиции
 
Лучшие по профессии
 
Мнение специалистов Обмен опытом
Последнее обновление информации на сайте произведено 19.08.2017 года.

Исторический очерк
Версия для печати  
 

      Из истории органов юстиции Гомельщины

Этапы развития органов юстиции Гомельщины тесно связаны с социально-экономическими изменениями, которые происходили на этой территории. В истории Беларуси было немало периодов, когда та или иная часть ее этнической территории в силу разных политических и военных обстоятельств определенное время входила в состав других государств. После Октябрьской революции Гомельский уезд входил в состав Могилевской губернии, возникшей еще в 1773 году. Сохранившееся от Российской империи административно-территориальное деление, имевшее за собой более чем столетнюю историю, не соответствовало после революции новым политическим и экономическим условиям, хотя первоначальное деление на губернии было сохранено. Старый губернский аппарат управления был сломан и заменен принципиально новым советским. Территориальное деление многих губерний подверглось основательной ломке.

20 апреля 1919 г. на объединенном заседании Гомельского губкома РКП(б), на котором присутствовали представители Могилевской и Черниговской губерний, был утвержден временный персональный состав губисполкома, конструкция Гомельской губернии и план создания отделов как путем перемещения из Могилева, так и реорганизуемых из местных органов города Гомеля. В их числе создан и отдел юстиции, назначен его первый заведующий. Именно эту дату принято считать датой образования органов юстиции Гомельщины.

Постановлением Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР от 30 января 1919 г. № 29 утверждено положение об отделе юстиции. Впервые наиболее полно и конкретно были определены задачи и структура отделов юстиции. Заведующий отделом избирался губернским исполнительным комитетом и утверждался народным комиссаром юстиции. Являясь отделом губисполкома, в ведомственном отношении подчинялся НКЮ РСФСР. Размещался отдел в этот период в Гомеле по ул. Ланге, 1.

В период становления и развития органов юстиции наблюдается частая сменяемость заведующих. Первым заведующим отделом юстиции исполнительного комитета Гомельского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (далее — губюст) был избран Брук (по документам архивов имя и отчество не установлено). 24 мая 1919 г. он был отозван с занимаемой должности в связи с мобилизацией на фронт. В период с 29 мая 1919 года по 10 мая 1921-го пять раз менялись руководители отдела.

В функции отдела юстиции в то время входило руководство деятельностью судебных и следственных органов губернии, осуществление контроля за соблюдением законов Советской власти и правильным ведением судопроизводства, разрешение юридических вопросов, возникающих в Президиуме и отделах губисполкома, в уездных исполнительных комитетах и волостных Советах.

В ведении губюста находились уездные бюро юстиции, народные суды, революционные трибуналы, следственные комиссии, коллегии обвинителей и правозащитников, исправительные дома, тюрьмы и исправительные трудовые колонии.

Заведующему губюста были предоставлены права единолично принимать решения по всем вопросам и доводить их до сведения членов коллегии. В случае несогласия с тем или иным решением заведующего, коллегия, не приостанавливая решения, имела право обжаловать его в губернский исполнительный комитет.

По состоянию на 1 января 1921 г. в губюсте работали 39 человек. Однако 29 сентября 1922 г. он прекратил свою деятельность в соответствии с распоряжением НКЮ РСФСР о создании органов прокуратуры, к которой перешли функции и задачи органа юстиции губернии.

После 17-летнего перерыва отдел юстиции возобновил свою работу в 1938-ом. 16 ноября этого года был назначен Уполномоченный НКЮ БССР по Гомельской области БАЧИЛО Лаврентий Андреевич.

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 10 июня 1939 г. при Гомельском областном Совете депутатов трудящихся было создано управление Народного комиссариата юстиции БССР по Гомельской области (облюст), включавшее в себя кадровый, судебный, финансовый, хозяйственный отделы, секретариат, статистический сектор и кодификационную часть.

С 17 октября по 4 ноября 1940 г. обязанности начальника облюста исполнял ВИКТОРЧИК Михаил Николаевич. С 5 ноября 1940 г. по 3 июля 1941-го — ТАБАЧКО Федор Сидорович.

С июля 1941 г. деятельность управления Народного комиссариата юстиции БССР по Гомельской области была приостановлена в связи с оккупацией территории Гомельской области немецко-фашистскими захватчиками и возобновлена сразу же после освобождения части территории Белоруссии в октябре 1943 г. В ноябре 1943-го начальником управления назначен СОЛОВЬЕВ Григорий Васильевич. 2 сентября 1944 г. его сменил СИМОНОВ Николай Андреевич. С 13 мая по 18 июля 1945 года обязанности начальника облюста исполнял ВИКТОРЧИК Михаил Николаевич.

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 26 марта 1946 г. НКЮ БССР был переименован в Министерство юстиции БССР (далее — Минюст). Соответственно изменилось наименование областного управления. 19 июля 1945 г. начальником управления был избран СИНЯКОВ Григорий Иванович, который проработал в этой должности до 30 января 1956 г.

В 1954 г. была упразднена Полесская область, а ее территория вошла в состав Гомельской области. Произошло присоединение органов юстиции Полесской области к органам юстиции Гомельской.

30 января 1956 г. исполняющим обязанности начальника управления юстиции назначен ФЛЕЙШЕР Григорий Исаакович.

В сентябре 1956-го управления Министерства юстиции БССР при областных Советах депутатов трудящихся, просуществовав 17 лет, были вновь ликвидированы, а их функции и руководство народными судами и нотариальными конторами области передали областным судам (за исключением функций руководства деятельностью адвокатуры и юридической консультации).

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 20 февраля 1960 г. деятельность Министерства юстиции БССР прекратилась. Функции по руководству районными (городскими) народными судами и областными судами, государственными нотариальными конторами, а также по ведению судебной статистики были возложены на Верховный Суд БССР. Возобновление работы Минюста произошло 5 ноября 1970 г. Органы юстиции в областях возобновили свою деятельность с 28 января 1971 г. В частности на Гомельщине был образован отдел юстиции исполкома Гомельского областного Совета депутатов трудящихся (далее — отдел). Его руководителем был назначен КОХАНОВСКИЙ  Григорий Александрович.

С 15 июня 1977 г. отдел юстиции (с 29 июля 1988 г. — управление юстиции) возглавил АЗЕМША Яков Кириллович.

В соответствии с принятой 7 октября 1977 г. Конституцией СССР, согласно которой органами власти в стране стали Советы народных депутатов, изменилось название отдела. Он стал называться отделом юстиции исполнительного комитета Гомельского областного Совета народных депутатов.

В июле 1988 г. отделу юстиции передаются функции по руководству органами записи актов гражданского состояния. Было образовано управление юстиции и утверждена его численность — 18 человек.

В соответствии с постановлениями Совета Министров БССР (от 3 октября 1990 г. № 255 и от 5 марта 1994 г. № 126) в ведение управления юстиции были отнесены вопросы регистрации общественных объединений в Гомельской области, а также осуществление контроля за выполнением профессиональных обязанностей нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой.

С 4 октября 1994 г. на управления юстиции возложена регистрация местных общественных объединений, их символик, осуществление контроля за соответствием их деятельности законодательству и своим уставам, а также постановка на учет организационных структур политических партий и общественных объединений.

30 апреля 1997 г. на должность начальника управления в порядке перевода из Гомельского областного суда назначен ФЕДОРЦОВ Александр Адамович. 26 мая 1998 г. его сменил МАКАРЕВИЧ Валентин Владимирович.

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 на управление юстиции возложена регистрация территориальных профессиональных союзов, регистрация и постановка на учет областных, межобластных организационных структур профсоюзов, а также государственная регистрация организационных структур политических партий, иных общественных объединений.

Для организации проведения общегосударственной регистрации субъектов хозяйствования и в связи с изменением порядка регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность  без образования юридического лица, в конце 1996 г. была создана рабочая группа  по проведению общереспубликанской регистрации субъектов хозяйствования. С этого времени управлением юстиции начало заниматься регистрацией субъектов хозяйствования.

В феврале 2005 г. в деятельности управления появляется дополнительное направление: осуществление контроля за деятельностью лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) по оказанию риэлтерских услуг. С 1 сентября 2005 г. оно осуществляет государственную регистрацию и контроль за деятельностью местных фондов.

В июле 2006 г. на структур государственно-общественных объединений.

С 1 октября 2006 г. управление юстиции осуществляет обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов городских и районных Советов депутатов, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, горрайисполкомов.

Решением Гомельского облисполкома от 23 ноября 2006 г. № 980 к управлению юстиции облисполкома присоединен отдел по архивам и делопроизводству.

31 января 2007 г. управление юстиции преобразовано в главное управление юстиции Гомельского облисполкома.

На 1 февраля 2007 г. численность его составила 33 человека и остается такой по сегодняшний день.

В настоящее время главное управление юстиции осуществляет материально-техническое, финансовое, организационное и кадровое обеспечение деятельности районных судов общей юрисдикции, государственных нотариальных контор, что оставалось неизменной функцией на протяжении всей истории органов юстиции.

Кроме того, к компетенции управления юстиции относится: 

обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов местных Советов депутатов, районных и городских исполнительных и распорядительных органов, контроль  их нормотворчества;

руководство ведомственным нотариальным архивом Гомельской области и учреждениями Государственной архивной службы Республики Беларусь;

общее и методическое руководство адвокатурой;

методическое руководство деятельностью органов записи актов гражданского состояния по регистрации актов гражданского состояния;

государственная регистрация субъектов хозяйствования, общественных организаций, фондов;

контроль за деятельностью лиц, оказывающих юридические услуги, в том числе риэлтерские;

методическая помощь организациям по совершенствованию правовой работы.

В своей деятельности подчиняется облисполкому, а по вопросам реализации государственной политики в сферах юстиции, архивного дела и делопроизводства в Республике Беларусь - Министерству юстиции Республики Беларусь. Оно обеспечивает реализацию государственной политики в сферах юстиции, архивного дела и делопроизводства.

В системе органов юстиции работает 1170 сотрудников, в нее входят 25 судов, 35 государственных нотариальных контор, 5 государственных архивов.

 

Перейти на главную страницу